Психологическая диагностика детей

966

Родители непременно должны заботиться о психологическом здоровье своих детей, памятуя о том, что детская психика хрупка, ранима. В раннем, дошкольном возрасте закладываются необходимые предпосылки для формирования личности. Это своего рода основа, которая во многом определяет всю его последующую жизнь (отношение к миру, социуму, характерные поведенческие черты). К сожалению, не многие разделяют и придерживаются подобного мнения.

Автор фото детский фотограф Игорь

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - одна из составляющих такого многогранного понятия как здоровье, оно обследуется при помощи психодиагностических инструментов, методов. Желательно периодически проводить психодиагностическое обследование ребенка, даже, если на это нет «ВИДИМЫХ» причин, потому что близкие люди относятся к нему крайне субъективно и не имеют соответствующих навыков, знаний. Они могут упустить, казалось бы, незначительные «ДЕТАЛИ», которые в последующем могут оказать достаточно сильное негативное воздействие на жизнь ребенка.
Ребенок в своем психическом развитии проходит различные возрастные этапы. В том или ином возрасте детская психика по определенным показателям должна соответствовать возрастной норме. Несмотря на обилие популярной литературы по детской психологии многие родители, сталкиваясь с различными проблемными ситуациями, задаются вопросом, «НОРМАЛЬНО ЛИ РАЗВИВАЕТСЯ МОЙ РЕБЕНОК». Их опасения вполне понятны, поскольку основы психики и всей будущей жизни человека закладываются еще в детстве. При этом детская психика, в отличие от психики взрослого, поддается коррекции и необходимым изменениям в большей степени. Психодиагностика направлена на выявление УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. В качестве отдельных направлений психологического обследования детей можно выделить: ДИАГНОСТИКУ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ; ДИАГНОСТИКУ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ; ДИАГНОСТИКУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ (ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ВОСПРИЯТИЕ); ПСИХОДИАГНОСТИКУ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ; ПСИХОДИАГНОСТИКУ ОСНОВНЫХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ, НАПРИМЕР ПРИ ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТИ; ПСИХОДИАГНОСТИКУ С ВЫЯВЛЕНИЕМ ПРИЧИН ТРУДНОСТЕЙ, С КОТОРЫМИ ОБРАЩАЮТСЯ РОДИТЕЛИ (ТРЕВОЖНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ, НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ И Т.Д.).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - ЭТО ПРЕКРАСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. В умелых руках он превращается в мощное средство оценки как слабых и так сильных сторон личности, то есть, она способна дать исчерпывающую, обстоятельную информацию практически по любому аспекту. Она не только помогает исследовать характер, индивидуальные особенности, темперамент человека – дать общую характеристику, но и определить внутренний потенциал, нарушения, а также условия, при которых личность сможет наиболее полно раскрыться.
Психодиагностика необходима не только детям дошкольного, раннего возраста для определения психологической готовности к детскому садику, школе, но и старшеклассникам. Подростки, пытаясь обрести себя, сформировать свою жизненную позицию, отдают много сил на внешнюю и внутреннюю борьбу. Они переживают сложный, переломный момент. Им предстоит ответить на одни из самых важных, существенных вопросов в жизни: «ЗАЧЕМ Я ЖИВУ? КТО Я? КЕМ Я СТАНУ?». Они стоят на распутье, а средства психодиагностики помогут в личностном самоопределении. В ходе психодиагностического обследования подростки могут получить информацию о предрасположенности к какому-либо виду деятельности (определение профессиональной ориентации), лучше познать свои индивидуальные особенности, склад характера.

На этом возрастном этапе личность ребенка уже во многом сложилась, но трансформациям еще подвержена. Значит, если результаты психодиагностики подтвердят целесообразность коррекции, то при грамотном, профессиональном подходе сохраняется возможность достичь желаемого результата (акцентировать внимание на развитии того или иного показателя – мышления, внимания). Своевременная коррекция поможет подростку плавно, конструктивно пережить очередной кризис развития и выйти из него «НОВЫМ», повзрослевшим человеком.
Средства психодиагностики должны быть просты, понятны для самого клиента, в нашем случае, ребенка, в тоже время они обязаны отражать реальную картину, положение вещей, то есть не искажать действительности. Значит, родителям не следует опасаться, что данные будут недостоверны из-за того, что их ребенок чего-то не поймет. Сам малыш должен не воспринимать ситуацию обследования, как исключительное событие, а понимать, что это стандартная процедура.
Специфика, направленность исследования будет зависеть от запроса самих близких (например, сформированность произвольности психических процессов, критичности, навыков самообслуживания). Если же будут обнаружены проблемы в развитии ребенка, то об этом поставят в известность близких людей вместе, с которыми специалист наметит пути разрешения сложившейся ситуации.
ТАК ЖЕ ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ, ЧТО В ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА входит соблюдение тайны психодиагностики. Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип прежде всего касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например, о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей.

ИТАК, ПСИХОДИАГНОСТИКА ПОЗВОЛЯЕТ ПОЛУЧИТЬ ТОЧНУЮ, ДЕТАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (НАПРИМЕР, О СООТВЕТСТВИИ ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ). НА ОСНОВЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ СОСТАВЛЯЮТСЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ИЛИ ВЫПИСЫВАЕТСЯ НАПРАВЛЕНИЕ К СПЕЦИАЛИСТУ (ПСИХИАТРУ, ПСИХОТЕРАПЕВТУ, ПСИХОЛОГУ). НЕ СТОИТ ПРЕНЕБРЕГАТЬ ПОДОБНОЙ ФОРМОЙ МОНИТОРИНГА. ВЕДЬ, ПСИХОДИАГНОСТИКА МАЛО ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫКНОВЕННОГО ПОДХОДА К ВРАЧУ (ПЕДИАТР, ТЕРАПЕВТ) И ЯВЛЯЕТСЯ СКОРЕЕ МЕРОЙ ПРОФИЛАКТИКИ.


2014 психолог счастливые люди