Психология отцовства

475

Какая сладость в мысли: я отец!
И в той же мысли сколько муки тайной… (М. Ю. Лермонтов)

отец

ПСИХОЛОГИЯ ОТЦОВСТВА — одна из наиболее интересных и в то же время наименее исследованных областей психологии родительства. В современной психологической науке изучение родительства занимает особую нишу.
Два основных компонента родительства – МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТВО. К сожалению, очень часто отцовство воспринимается не как нечто уникальное, ни на что не похожее, а как лишь дополнение к материнству.
Кроме того, массовое вовлечение женщин в производительный труд и общественную активность породило новые изменения в структуре и функциях семьи: женская занятость на производстве и в общественной жизни обусловила проблему совмещения труда на благо государства, общества и семейных обязанностей работающих женщин. Уравнивание мужчин и женщин в профессиональных правах и обязанностях, уменьшение времени, которое матери проводят с ребенком, увеличило требования к мужчине как к отцу. История не знает аналогов столь высоких ожиданий относительно вклада отца в жизнь ребенка, причем не экономического или статусного обеспечения жизни ребенка, а именно эмоционально-психологического участия в его проблемах.
ОТЦОВСТВО – это не просто кровное родство между отцом и его ребенком. Отцовство определяется и как врожденное чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребенка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью, т.е. отцовство – это способность обеспечить условия развития ребенка, и не только с материальной точки зрения. Но отцовство еще и предоставляет уникальные возможности проявления личности самого мужчины.

ВЛИЯНИЕ ОТЦА НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «ВКЛЮЧЕННЫХ ОТЦОВ» И «ВКЛЮЧЕННЫХ МАТЕРЕЙ», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.
Психиатр Р. Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.
В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского "Я". Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.
У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований со стороны отца.
Многим мужчинам осознанное отцовство помогает по-настоящему осознать себя, наполнить жизнь смыслом. Всем нам знакома банальная установка, что дети – помеха или обуза, что для молодого мужчины естественно желание пожить для себя. Но сегодня мы видим отцов самых разных возрастов, для которых жизнь с детьми и есть самое большое удовольствие. Однако нередко бывает, что если у мужчины что-то не получается в отцовстве, то у него сразу же появляется депрессивное состояние из-за проблемы «ПОЧЕМУ МНЕ НЕ ВЕЗЕТ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ», ведь ребенок является частью личной жизни. Таких людей также могут огорчать секреты женского успеха в сфере ухода за ребенком. В ЭТОМ СЛУЧАЕ ПОМОЖЕТ ПСИХОЛОГ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. МАТЕРИ СЛЕДУЕТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ОТЦУ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ, НАЧИНАЯ С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ.

2. ВАЖНОЕ МЕСТО ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОТЦА С ПОДРАСТАЮЩИМ РЕБЕНКОМ ИМЕЕТ ИГРА. В ОТЛИЧИЕ ОТ МАТЕРЕЙ ОТЦЫ СКЛОННЫ УСТРАИВАТЬ ЭНЕРГИЧНЫЕ, НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ИГРЫ, КОТОРЫЕ ДЕТЯМ ОСОБЕННО НРАВЯТСЯ.

3. ПОЛЕЗНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СОВМЕСТНЫЕ ПРОГУЛКИ ОТЦА С РЕБЕНКОМ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, ТАКИХ КАК ЗООПАРК ИЛИ ПАРК ОТДЫХА.

4. ОТЦЫ, КОТОРЫЕ ЧАСТО ОБЩАЮТСЯ СО СВОИМИ МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ, СТАНОВЯТСЯ ЗНАЧИМЫМИ ФИГУРАМИ В МИРЕ РЕБЕНКА. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОНИ СТАНОВЯТСЯ МОДЕЛЬЮ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРОЙ РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ СЛЕДОВАТЬ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТЦА С РЕБЕНКОМ, ТЕМ ЛУЧШЕ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

5. ВЗРОСЛЫЕ, ЗАБОТЯЩИЕСЯ О РЕБЕНКЕ, ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ УДЕРЖИВАТЬ ЕГО ПОВЕДЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ РАМКАХ. ИНОГДА РОДИТЕЛИ ДУМАЮТ, ЧТО ЛЮБОЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ РЕБЕНКА ПОМЕШАЕТ ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, И ПОЭТОМУ ЛИШЬ БЕСПОМОЩНО ВЗИРАЮТ, КАК МАЛЫШ ДЕЛАЕТ ВСЕ, ЧТО ЕМУ ЗАБЛАГОРАССУДИТСЯ. ДРУГИЕ РОДИТЕЛИ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК ВО ВСЕМ ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ СОЗНАТЕЛЬНО, КАК ВЗРОСЛЫЙ. ОНИ КОНТРОЛИРУЮТ И ОГРАНИЧИВАЮТ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА, НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. ЛЮБЫЕ УКАЗАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ДОЛЖНЫ ВЫХОДИТЬ ЗА РАМКИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА И ОБЯЗАНЫ УЧИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ В БЕЗОПАСНОСТИ, НЕЗАВИСИМОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.

6. СЛЕДУЕТ ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ДЕТЯМ РАЗУМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И НАСТАИВАТЬ НА ИХ ВЫПОЛНЕНИИ, ЯСНО ДАВАТЬ ПОНЯТЬ РЕБЕНКУ, ЧЕГО ОТ НЕГО ЖДУТ, И БЫТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ. НЕОБХОДИМО СОСРЕДОТОЧИТЬ УСИЛИЯ НА ПОДДЕРЖКЕ ЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, А НЕ НА ИСКОРЕНЕНИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО.

7. ИЗБЕГАЙТЕ НЕОПРАВДАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ И УГРОЗ ДЛЯ КОНТРОЛЯ НАД ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ. ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМИРУЕТ У ДЕТЕЙ АНАЛОГИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ПОЯВЛЕНИЯ В ИХ ХАРАКТЕРЕ ТАКИХ НЕПРИЯТНЫХ ЧЕРТ КАК НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ И УПРЯМСТВО.

8. ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО СЛЕДУЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОРИЦАНИЕМ И ЗАПРЕЩЕНИЕМ. ПОРИЦАНИЕ И ЗАПРЕЩЕНИЕ СЛЕДУЕТ ВЫСКАЗЫВАТЬ МЯГКО, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО, НЕДОПУСТИМЫ ПОРИЦАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ИХ МОЖНО АДРЕСОВАТЬ ЛИШЬ ОТДЕЛЬНЫМ ЕГО ДЕЙСТВИЯМ. ТАК, СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ НЕ «ТЫ ПЛОХОЙ», А «ТЫ ПЛОХО СДЕЛАЛ». ВСЛЕД ЗА ЗАПРЕЩЕНИЕМ ИЛИ ПОРИЦАНИЕМ КАКОГО-ЛИБО ДЕЙСТВИЯ НЕОБХОДИМО ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ.

9. ХВАЛИТЕ МАЛЫША ЗА УСПЕХИ. ЕСЛИ У РЕБЕНКА ЧТО-ЛИБО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, ПОМОГИТЕ ЕМУ СПРАВИТЬСЯ С ТРУДНОСТЯМИ, ПОДДЕРЖИТЕ, ДАЙТЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ УСПЕШНОСТЬ. НЕ СЛЕДУЕТ ХВАЛИТЬ ЗА НЕУСПЕШНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ЭТО МОЖЕТ ДЕФОРМИРОВАТЬ САМООЦЕНКУ. ОЦЕНКА ДЕТСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ДОЛЖНА БЫТЬ АДЕКВАТНА ДОСТИГНУТОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.

Как отмечает А. Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то, и другое необходимо для развития личности».

ПУСТЬ ЖЕ ВАШ РЕБЕНОК РАЗВИВАЕТСЯ ГАРМОНИЧНО В ОБЩЕНИИ С МАТЕРЬЮ И ОТЦОМ!


2014 психолог счастливые люди