Учителя жалуются на моего сына

364

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня продолжаю отвечать на ваши письма.
Здравствуйте, Павел. Я хотела бы посоветоваться с Вами по поводу моего сына. Моему сыну 11 лет. С этого года мы учимся в новой школе, так как переехали в другой район города. Он очень скромный и добрый мальчик. Очень застенчивый. Учителя жалуются на то, что он плохо готовится к урокам, неуверенно отвечает. Хотя дома при мне он всё делает и отвечает. С успеваемостью у нас итак было не особо хорошо, а теперь стало хуже некуда. Думала о репетиторах, но сначала решила проконсультироваться с Вами. Возможно, у моего сына есть какие-то психологические проблемы, которые мешают ему нормально учиться?
Светлана, 33 года. Уфа

школьник

Здравствуйте, Светлана. У школьников возраста Вашего сына действительно могут быть проблемы психологического плана, часто отражающиеся в неудовлетворительной успеваемости. И чаще всего психологи говорят в таких случаях о неадекватной (заниженной) самооценке ребенка. Чтобы это выяснить, Вам необходимо поговорить с вашим сыном о его проблемах. Не зная его ответов – это гадание на «кофейной гуще». Но разговор должен быть не только о школе, но и о том, о чём он думает, о чём переживает. Здесь важно понимать обстановку в семье, её влияние на Вашего ребенка. Дети в этом возрасте очень сильно реагируют на проблемы взаимоотношений родителей и принимают всё на свой счет. Считают, что это происходит из-за них. Поэтому необходимо выстраивать взаимоотношения с ребенком доверительные, постоянно общаться на любые темы, которые волнуют ребенка в этот период его жизни. Это очень сложный процесс, но вполне реалистичный. Правда, бывает и так, что у взрослых не получается наладить отношения со своим ребенком, тогда они все пускают на «самотек». Это главная ошибка родителей. Дальше будет только хуже, так как ребенок растет, и он все больше будет замыкаться в своих проблемах. Поэтому не стоит ждать «чуда», что само собой все решится, а необходимо обратиться на очную консультацию к психологу, где Вам обязательно помогут разобраться в проблемах общения с Вашим ребенком, дадут рекомендации как себя вести. Также рекомендовал бы обратиться к детскому психологу, чтобы он помог Вашему сыну разобраться в его личных проблемах, которые у него явно имеются.
Теперь давайте вернемся к самооценке подростка и разберемся, из чего же она складывается и почему так сильно влияет на «школьные» дела?
Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Она в значительной мере определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности.
Очень важным фактором на данном этапе развития личности является влияние на формирование самооценки того социума, в котором находится ребенок. Система межличностных отношений в данный период для подростков возраста Вашего сына является наиболее эмоционально насыщенной, поскольку связана с их оценкой и признанием. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной снижения самооценки. Здесь же нельзя не сказать о роли педагога в формировании возникающих среди одноклассников взаимоотношений: систематические неудовлетворительные оценки и суждения, резкие замечания в адрес ребенка становятся для остальных детей своеобразным ярлыком, характеризующим одноклассника, и некритически проявляются в собственных оценках детей, которые перестают принимать сверстника.
Теперь поговорим о связи заниженной самооценки и успеваемости. Дети с низкой самооценкой по своим интеллектуальным способностям могут не отличаться от других детей, но во многих ситуациях неуверенность в себе, внутренняя скованность и напряженность при общении со сверстниками и взрослыми не позволяют им проявить себя. В дальнейшем это может сказаться не только в обучении, но и в профессиональной деятельности. У таких детей часто выражена повышенная тревожность, мнительность, робость и застенчивость. Застенчивость часто маскируется механизмом психологической компенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, трансформируется в наглость и «плохое» поведение.
Как помочь подростку в этом случае? Как повысить его самооценку?
Здесь множество факторов. Среди основных выделим следующие:
1) Необходимо развивать у ребенка способности самооценивания;
2) Помощь ребенку, с одной стороны, в обретении здоровой, спокойной уверенности в себе, с другой - в обретении столь же здоровой самокритичности;
3) Формирование более содержательной оценки, превращение её в инструмент, с помощью которого можно измерять и сравнивать свою успешность в любых видах деятельности;
4) Обратиться к психологу, который поможет вашему ребенку научиться реагировать на окружающий мир и разобраться в себе.
Условием формирования высокой самооценки является знание ребенком своих способностей и наличие возможностей для их реализации. Данный возраст характеризуется стремлением подростка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности или, в случае неудачи, чувства неполноценности.
Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Так, например, кто-то лучше всех решает задачи по математике, кто быстрее всех бегает, кто-то умеет играть на музыкальном инструменте и т.д.
Важно, чтобы ребенок чувствовал свою уникальность и неповторимость, а в связи с этим и ценность. Постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и в других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой.
Таким образом, умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.
Выделим факторы, оказывающие влияние на формирование межличностных отношений в рассматриваемом возрасте:
1) Успех в совместной деятельности (обеспечение успеха помогает изменить статус школьника в школе)
2) Включение детей в значимые для них виды деятельности, связанные с четкой установкой на результат.
3) Уровень умений и навыков
4) Уровень развития общительности ребенка, навыков общения
5) Наличие потребности в общении
6) Характер оценки учителя
7) Речевая активность детей, причем речевая активность может изменить межличностный статус в более высокую сторону.
В ситуации нарушений межличностных отношений, что, видимо, имеет место в Вашем, Светлана, случае, появляется необходимость в специальном корректирующем воздействии педагога и психолога, которое заключается в установлении причины трудностей в отношениях ребенка со сверстниками, целенаправленном включении подростка в коллективные, партнёрские отношения, поддержке таких детей перед сверстниками и сохранении для них положительного микроклимата в группе.

ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ! ПОМОГАЙТЕ СВОИМ ДЕТЯМ!


2014 психолог счастливые люди